История храма

Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века   село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах.

О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях.[1]

В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде,  был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792).[2]

Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого.  Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно.

Это скромный сельский приходской храм, объемная композиция и несложный плоскостный декор которого характерны для провинциального барокко. Церковь стоит на взгорке рядом с кладбищем в западной части села. Тогда село с деревянной Никольской церковью принадлежало московскому подъячему Шестакову. От него оно перешло к Исаковым, а в последствие – к С.И. Граммотину.

После закрытия в начале 1941 года храм использовался в разных хозяйственных назначениях, пока в 1967 году не сгорел и перестал использоваться и был предоставлен влиянию погоды и времени.

Во время пожара рухнули крыши над приделом Василия Великого, над трапезной придела Николая чудотворца. Росписи стен безвозвратно погибли в огне, а те, что сохранились,  от воздействия атмосферных осадков за 40 лет осыпались. Лишь при большом желании на восточном парусе церкви еще можно было разглядеть (выглядевшее как прориси) изображение «Воскресение Христово», в межоконных проемах просматривались фигуры евангелистов или святителей. У нас есть рукописный акт комиссии под руководством Сергея Васильевича  Демидова о том, что росписи не сохранились.

Молитвами и стараниями верующих прихожан и частных благотворителей  уже более 10 лет идет восстановление храма.

Восстановление придела Василия Великого

Восстановление придела Василия Великого

 

Сегодня храм внешне полностью восстановлен, внутри идет ремонт придела Василия Великого. Росписи и иконостас отсутствуют.

Одним из величайших событий для храма стало возвращение иконы Божией Матери «Незнановская».

 

История восстановления храма. 

Воспоминания Прищеповой Галины Николаевны

Село Незнаново – моя маленькая Родина. Здесь я родилась, здесь прошли мои ранние детские годы и  первые два года учебы до ноября 3-го класса. Учились мы  в бывшей приходской школе, здание её до сих пор стоит на краю деревни Кокошкино, но функционирует уже как спортивный комплекс, как лыжная база. Периодически сюда съезжается масса машин, автобусов, гонки проводятся за деревней, к западу от неё, где проложена трасса фондом «Преображение» и предпринимателями города.
С дошкольных лет мы, дети, а нас в с. Незнаново было не так уж и мало, в каждой семье от 2-х до 7 человек, очень интересовались закрытым на замок храмом, со страхом и трепетом заглядывали в нижние окна, в храме было все так таинственно, на стенах висели огромные иконы, некоторые в окладах, из под купола свисал длинный трос, с прикрепленным к нему паникадилом. Было очень много предметов вырезанных из дерева и покрытых позолотой, стояли аналои и большие подсвечники. Мы, конечно, мало что понимали, названий предметов не знали, домашних не спрашивали, потому что домашние наши «забавы», заглядывания в окна храма или беготню по разрушающейся кладбищенской ограде не поощряли. Часто слышали от родных: «Бог накажет». Бога боялись и верили, что он есть. В каждом  доме в углу стояло 2-3 иконки и висела лампадка, которую возжигали по вечерам, особенно  в осеннее — зимние темные и длинные вечера, электричества не было, а керосин для ламп берегли, его трудно было купить, вот и приходилось почти всей семьей забираться на огромную русскую печь, слушать  «бабушкины» сказки.

Так было до 48-50 годов, точно не помню. Помню, как однажды в конце лета неожиданно приехали грузовые машины с зерном, почему-то охраняемые милиционерами. На зерне сидели женщины. Храм открыли, заходить в него мы боялись, но стояли возле. Набежал народ. По чьему-то приказу было разрешено выносить из храма буквально всё. Всё делалось очень быстро, я бы не сказала, что народ возмущался, волновался, скорее наоборот, каждый старался взять с собой и унести побольше. Потом люди  говорили, что брали на сохранение, но когда храм стали восстанавливать, вернулись 2-3 вещи. Храм быстренько опустел, только одиноко висел трос после снятого паникадила. Сразу же женщины, приехавшие на зерне (думалось, что они были  заключенными) стали в ведрах заносить зерно в храм на середину его. «Горка»  зерна получилась приличной, с ее высоты мы легко цеплялись за трос и, раскачавшись, прыгали в прогретое солнцем зерно. Продолжалось это недолго, нас выпроводили, храм закрыли, а машина с женщинами  и милиционерами уехала.

Это было началом разрушения, поругания храма.

В 1948 году мы пошли в школу, в прошлом она  была приходской, начальной, учились в ней до 4 класса. Так иногда хочется зайти и посмотреть, хотя бы подышать ее воздухом. В нашу пору в школе было две учительницы – сестры Алевтина Федоровна и Вера Федоровна. До 1947 года работала в школе и моя мама Липатова Анна Сергеевна. Ее еще некоторые помня. Мне приятно, когда ее вспоминают добрым словом. Из-за болезни ей пришлось оставить свою любимую работ. Некоторое время в школе поработал и мой отец Липатов Николай Иванович, потом его перевели в Нерету, где он работал в райисполкоме. Помню, как приехала Анна Ивановна Груданова. Она была на фронте. Очень энергичная: кроме обычных уроков она учила нас пению, собирала учащихся всех классов, и мы дружно пели «Что ты, Вася-Василек, голову повесил…». В перемену играли в игру-песню «А мы просо сеяли, сеяли…». Может, кто помнит и эту игру.

В 1951 году наша семья перебралась в Нерехту, где я училась во 2-ой школе в одном классе со Светланой Витальевной Смирновой. Жили мы рядом, даже какое-то время дружили. Она до сих пор помнит, как я учила старательно уроки, всегда с пересказом заданного. После школы я закончила мединститут                      г. Ярославля, Светлана Витальевна — пединститут г. Иваново. Они поженились с моим двоюродным братом Смирновым Валерием Михайловичем, некоторое время жили в г. Апатиты Мурманской области. Мы же с мужем сразу приехали в Нерехту, он стал рентгенологом, а я — фтизиатром. Господь дал нам детей почти одновременно со Смирновыми, им дочку и сына, а нам двух сыновей. Когда Смирновы вернулись в Нерехту, мы с ними уже практически не расставались. Дети подрастали. Ностальгия по Незнанову не оставляла. Когда дети смогли сами доходить до села, мы часто все вместе ходили по выходным дням через село, мимо разрушенного храма на речку. Храм стоял без дверей, были выбиты стекла в окнах, на приделе Василия Великого отсутствовала полностью крыша, стены полуразрушенные зарастали бурьяном, на трапезную столько нанесло земли, что на ней росли березки. На колокольне вороны свили огромной высоты гнездо, их крик раздавался над всем селом. Ежегодно они прилетали в это гнездо, увеличивая его в высоту. Это был результат того дня, когда в храм засыпали зерно, оно конечно сгнило, замки сняли и храм предоставили всем непогодам и нерадивым людям, которые постепенно отходили от Бога. Ностальгия закончилась тем, что и Смирновы и мы с мужем приобрели в Незнанове дома: мы — дачный, Смирновы — жилой. Годы шли, дети взрослели, мы уже потеряли свою молодость. Муж мой  в 1999 году ушел в иной мир, я осталась одна, страдала, но старалась не забрасывать дом, огород. Подружилась с Валентиной Константиновной Глазуновой, которая приезжала из Санкт-Петербурга в летнее время, тоже очень любила Незнаново, была уже в возрасте, но сохранила ум и энергию, которые потом ей очень пригодились.

В 2000 году произошло чудо (иначе его никак не назовешь). Со слов Ратниковой Лидии Никитичны и ее сестры Плошкиной Софии Никитичны, в середине лета по полю со стороны  с. Выголово в Незнаново пришел молодой человек в монашеской одежде.  Он обошел храм, потом подошел к сестрам. Поздоровавшись с ними,  он сказал: «Мы хотим восстановить храм, но не уверены какой, Незнановский или Выголовский. Ваш уж очень разрушен. Если хотите восстановить свой храм, за две недели соберите подписи жителей селений, бывших ранее в приходе этого храма. Через две недели я вернусь».  И как-то тихо, незаметно он куда-то ушел, то ли в Нерехту, то ли в Выголово, сестры так были взволнованы, возможно, поэтому и не заметили его ухода.

Сестры решили посоветоваться  с Валентиной Константиновной. Собрали сход, выбрали временного старосту и сборщиков подписей. Прошло две недели, но «монах» не появился. Решили действовать самостоятельно. Валентина Константиновна обратилась в Фонд «Преображение», к главе его Яковлеву  Олегу  Геннадьевичу, который согласился на восстановление храма. Возле алтаря поставили щит с расписанием восстановительных работ. Работали на храме 2 года. Поменяли крышу на четверике, восстановили барабан, главку с крестом, крышу над алтарем и крышу над трапезной. Для удаления земли с крыши собрали субботник. Помню,  с каким энтузиазмом все трудились. Появился трактор с тележкой, с крыши сбросили землю (аж 2-е тележки!). Вычистили полы колокольни. Когда землю с трапезной убрали, обнажился потолок с огромными дырами по периферии, обходили дыры с опаской. Мне все казалось, что дыры эти невозможно заделать, но мастера залатали так, что было не «придраться». В это время я была избрана старостой прихода. Часто приходилось ходить в Фонд «Преображение», писать письма Олегу  Геннадьевичу с просьбой о продолжении работ. И все-таки в сентябре он мне заявил о прекращении работ за неимением средств.

Итак, летом 2002 года Фонд «Преображение» отказал нам в финансировании и в продолжении работ по восстановлению храма. Что делать? Собрали сход,  решили собирать денежные средства по населенным пунктам, но сборы оказались довольно скудными — по 1-2 тысячи с населенного пункта. Для руководства зарождающимся приходом и решения денежного вопроса необходим был батюшка, настоятель. Обращалась я к благочинному о. Андрею. Он только руками разводил, убеждая меня, что свободных батюшек в благочинии нет. Поехала я в епархию. Там тоже отнеслись к моей просьбе с недоверием, не надеясь, что мы сможем содержать семью батюшки и продолжать восстановление храма. Обратилась к Владыке о. Александру, раза два обращалась. Ответа долго не было. К осени 2002 года пришел Указ Владыки о назначении в наш приход окормителем о. Анатолия Коркина – настоятеля Крестовоздвиженского храма. Батюшка приехал с диаконом о. Виктором. Собрал нас в Иголкинском Доме культуры, рассказал, что такое приход, что нам надо избрать старосту, приходской совет, приходское собрание и в обязательном порядке создать хор, так как церковная служба без хора не бывает. Сказал, что пока нет алтаря, священных сосудов, будем служить молебны и панихиды. Первый молебен состоялся  19.12.2002 года. Храм не отапливался, окна нижнего яруса были забиты досками, окна второго яруса – пленочными рамками. Во время службы одна из рамок выпала, на людей посыпался снег, подул холодный ветер. Все стояли в пальто, в платках и меховых шапках, потирая озябшие руки, но молебен в честь свт. Николая Чудотворца отслужили и были этим очень довольны, так как некоторые впервые видели каждение и слышали пение хора, возгласы батюшки и дьякона, ектении, проповедь священника.

День Николая Чудотворца 22.05.2003 года уже прошел легче и веселее. Отслужили молебен, потом Крестным ходом спустились в овражек, где с незапамятных времен существует ключевой колодчик. Батюшка освятил его, набрали водички, которой батюшка окропил народ.

А в Духов День 16.06.2003 года уже была совершена первая литургия. Так вот началась наша духовная жизнь.

Но храм нуждался в  дальнейшем восстановлении. Батюшка благословил меня на продажу мелкой церковной утвари возле стены бывшего «Детского мира», чем я и занималась все лето, помаленьку зарабатывая деньги.

В это время Галина Николаевна Борисова, Нина Ивановна Аникина, Тамара Ивановна Привалова, матушка Любовь Долгова и Елена Николаевна Беляшина  собирались в доме Нины Ивановны и  учились петь, некоторые из них уже довольно неплохо пели, поэтому  становились наставниками. Самая активная была Галина Николаевна Борисова.

В течение лета 2003 года вычистили, выровняли земляные полы храма. Вячеслав Дмитриевич Варенцов с  Владимиром Ивановичем Семеновым положили лаги, а между ними все мы, устроив субботник, насыпали для тепла керамзит, который из Костромы привёз Смирнов Валерий Михайлович. Мужчины в завершение настлали досок, так, что ко Дню священномученика Афиногена совершили очередной молебен и потом Крестный ход в Иголкино

11.09.2003 года  отслужили молебен в честь святого Иоанна Крестителя. Молебен проходил на лужайке возле храма, так как в храм зайти было нельзя из-за проходивших там работ: покрывали кровлю трапезной. Этим же летом вставили окна второго яруса четверика, застелили хорошими досками пол. День покровителя нашего свт. Николая Чудотворца 19.12.2003 года прошёл опять в холоде, но без снега. На некоторых стенах уже были иконочки. Конечно, — свт. Николая чудотворца, и даже лампадочка перед ней. Появились деревянные подсвечники (изобретение Валентины Константиновны). Хотя бы для малого тепла купили «электропушку». Так вот, потихоньку, и двигались  вперёд.

В 2004 году отметили весенний Николин День, Троицу, Афиногенов День и 19.12.2004 г.- День Николая Чудотворца.

В конце 2003 года Смирнова Надежда Константиновна в магазине «Сапфир» выделила  мне несколько квадратных метров для устройства церковной лавочки. Я была несказанно рада и благодарна ей за ее доброту, понимание как глубоко верующей православной женщине.

Потом я поняла, что наличие икон и церковной утвари положительно действует на продавщиц и приходящий люд, Это играет даже некую миссионерскую роль. Благодарю Надежду Константиновну, всех сотрудников магазина и низко кланяюсь им. Да хранит всех Господь!

Церковную утварь приобретали в епархии. В этом мне очень помогли мои подруги Людмила Федоровна Крылова и Храмкова Галина Васильевна. Галина Васильевна немало помогала и в храме, участвовала во всех субботниках. За утварью приходилось ездить часто, буквально каждые 2-3 недели. Имели две сумки, одна в руках, другая на колесиках. Набивали их так, что с трудом отделяли от земли. Чтобы забраться в троллейбус или автобус, просили помощи у незнакомых людей, также и при выходе из транспорта, а еще надо было забраться и выйти из электропоезда, уже в Нерехте.

Как-то нам с Людмилой Федоровной пришла в голову мысль написать статью с просьбой о помощи в газету «Вера». Написали. Я думала, что ничего не получится, но я глубоко ошибалась в наших людях. Стали приходить переводы буквально со всех концов нашей огромной страны: от Мурманской области до Сахалина, от Архангельска до Краснодарского края. Конечно, переводы были разные, от 10 рублей до (крайне редко) 1-2 тысяч рублей. Я почти каждый день ходила на почту за переводами, и по-другому стала смотреть на наш народ.

Еще один очень сложный вопрос надо было решить: отопление.  Из какой-то рекламы мы узнали  о «чудо-печи» Буллейрон, горит в ней всё, воды не надо, тепла дает много. Поверили. 26.04.2004 года с о. Петром Молнар поехали в Кострому и купили эту «чудо-печь» (аж за 18 тысяч рублей!). Привезли. Наши помощники Вячеслав Дмитриевич и  Владимир Иванович выбрали для неё место, сделали фундамент, вывели наружу и вверх трубу, сделали все по инструкции. Загрузили дровами, сухими, подожгли и стали ждать результата. Но, увы… Дым не хотел идти через трубу, а упорно лез в храм. В чем дело? Переставили на другое место, результат тот же. Я всё-таки думаю, что мы её неправильно эксплуатировали, наверно труба была коротка. Не знаю. Может я не права. Когда настоятелем у нас стал о. Сергий Фатхутдинов, он тоже пытался работать с этой печью, но ничего не получилось. В конце концов удалось избавиться от этой печи, купил её какой-то батюшка из Ярославской области. Ну, а мы стали думать о газовом отоплении.

Вначале с Божией помощью Владыкой Александром в наш приход и недостроенный храм настоятелем был назначен, тогда ещё в сане иерея, Сергий Фатхутдинов. Это было в конце 2004 года, на земле уже лежал снег. Надо было устроить батюшку, найти ему более-менее, удобное жильё. Опять-таки с Божией помощью один знакомый мужчина предложил нам 2 комнаты на улице Гайдара. Но что это были за комнаты? Черные от копоти, с ободранными обоями, с дырявыми трубами. Всех недостатков не перечесть. Но мы не отчаялись. Нашлась небольшая бригада из 3-х женщин, которые ремонтировали стены, потолки. Сантехники поменяли трубы, колонку, газовую плиту. Батюшке можно было вселяться. Конечно, прежде квартиру освятили, освящал ее о. Виктор Долгов, в ту пору он ещё служил в монастыре. Был уже март 2005 года. А о. Сергий приступил к литургическому служению 4.12.2004 года в День Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот уже больше 10 лет как батюшка с нами, а мы — с ним. Храни Господь батюшку с матушкой.
Газ, о котором мечтали, удалось провести только летом 2005 года. Нашелся благодетель, выделил необходимую сумму денег. Траншеи рыли сельские мужчины, внутренними работами занимался Родионов Игорь Павлович. Не все быстро ладилось, приходилось что-то переделывать, что-то делал сам батюшка, когда-то вызывали Игоря Павловича. Слава Богу, газ провели, с ним теперь не замерзаем, если в храме прохладно, потеплее одеваемся. Надеемся, что с Божией помощью доделаем придел Василия Великого, он теплее, поэтому зимой будем служить в нем.

SAM_4005
Летом 2006 года посетил нас Владыка о. Александр. Мы его встречали на лужайке возле входа в храм. Всех нас благословил, матушка вручила ему букетик цветов. Потом в непринужденной обстановке завели с ним разговор о необходимости приобретения дома для батюшки в селе, так как ему трудно ежедневно ездить в Нерехту и назад в Незнаново. Владыка ответил: «Думаю, что этот вопрос можно будет решить». Тут подошла как-то незаметно Лидия Никитична и протянула ему бумажку со словами: «Дорогой Владыка, как бы нам хотелось приобрести колокола для колокольни» (до этого вместо колоколов у нас были подвешены разных размеров трубы, стучали в них молотком). Владыка призадумался, потом сказал: «С домом решим, а колокола будут у меня вот здесь», и приложил руку к области сердца. Потом о. Александр прошел в храм, помолился, прошел в алтарь, потом о. Сергий показал ему развалины придела Василия Великого. Когда Владыка уехал, мы заторопили батюшку ехать в епархию завтра, по принципу «куй железо, пока горячо». Поехали втроем, мы посчитали, что батюшке будет легче решить такой важный вопрос при поддержке прихожан. Действительно, Владыка заколебался, что «возможно позднее, сейчас денег нет в епархии». А мы: «Что же мы людям скажем, с чем к прихожанам приедем? Все ждут положительно ответа». Владыка: «Хорошо, давайте ваше заявление и идите в бухгалтерию». Радости не было границ. Так вот и приобрели дом для батюшки возле дороги к храму и на Нерехту. Дом старенький, но рады были и этому. Батюшка с его умением работать руками, частично отремонтировал его, и мы стали частыми гостями у наших дорогих батюшки и матушки. Как они справлялись со всеми нами, трудно сказать, сердца у них добрые, милостивые, а руки трудолюбивые, это самое главное. Отношения со всеми были добрыми. Пели песни хором, но больше всего любили слушать пение Галины Витальевны Демидовой, обладательницы прекрасного голоса и слуха. Слушали и изумлялись стихам Ольги Георгиевны Миронец, которая оставив Москву, приехала в наш в приход в 2012 году.
Владыка обещание выполнил, со слов батюшки он горячо молился, поэтому через год после его посещения к нам прибыли 6 колоколов: 5 поменьше и 1- большой. К этому времени колокольня частично была восстановлена.
Колокольню восстанавливали работники ООО «Радонеж», новый крест после его освящения и молебна поднимали и укрепляли они же, это было в июне 2007 года.
Небольшие колокола на верхний ярус колокольни поднимал и укреплял сам батюшка в апреле 2007 года. Самый большой колокол прибыл к нам 18.10.2007 года, его поднимали через проем в колокольне и укрепляли несколько человек. Всем хотелось услышать звучание колоколов. Звонарем была назначена Галина Витальевна Демидова, которая и до сих пор в любую пору года поднимается на колокольню и собирает прихожан на службу. Храни её Господь!

С 2008 года началось восстановление кирпичной кладки придела Василия Великого. Сначала прихожанами и добровольными помощниками было всё убрано,  вычищено внутри придела, потом стали выкладывать  из кирпича стены, вставлять окна с пластиковыми стёклами  и  вмонтированными в них решётками, настлали потолок, обрешетили крышу, покрыли её железом, над алтарём установили луковичную главку с крестом. С потолком и крышей что-то не заладилось, появилась течь. Пришлось проникать  на чердак придела и устранять недостаток. С крышей и потолком всё-таки справились. Потом началась штукатурка стен, занимались этой работой Евгений Бычков и Евгений Пляскин. Работали неравномерно, да и работы было много, придел большого объёма. Обо всех тонкостях работы сказать не могу, только длилась она долго, прерывалась на проводку газовых труб и батарей. Когда стены были готовы, оказалось, что пол так загрязнён, что его целая бригада женщин в течение дня скоблили и отмывали. На этом временно работы в приделе Василия Великого были прекращены. Надеемся, что нынче летом что-нибудь сделаем. Надо сделать алтарь с иконостасом и всем необходимым в алтаре (жертвенник, престол). Опять отмывать пол, покрывать его фанерой и линолеумом. Поставить канун, распятие; приобрести самые необходимые иконы, паникадило, подсвечники, хотя бы 2-3 аналоя, для алтаря — священные сосуды, запрестольные иконы и распятие; сделать церковную лавку.

При входе в придел Василия Великого необходимо доделать пол и служебное помещение. Так что, дел у нас впереди много, на всё требуются материалы и деньги. Местных прихожан становится с каждым годом всё меньше, люди стареют и умирают, но стало больше приезжать из Нерехты, которым нравятся наши природные красоты, тишина и спокойное служение Господу. Прибавляется желающих крестить своих чад в нашем храме, где тихо, спокойно, благолепно.

Ещё раз о субботниках.

Перед каждым большим праздником собираемся на «субботники» для уборки в храме, моем окна, стены, иконы, чистим подсвечники, лампады, меняем в них масло, стараемся, как можем, вычистить стены от копоти, а это очень сложно. Второй ярус окон, потолок в алтаре всегда мыли мужчины, чаще этим занимался Александр Иванович Жидков, поднимался он к окнам 2-го яруса по высокой лестнице, с которой  мыл подоконники и окна, всегда надеемся на его руки в этом непростом деле, благодарим его.

SAM_4258-1 Мне запомнилось с каким усердием занималась промывкой лампад Валентина Фёдоровна Артамонова (Царство ей Небесное!), как тщательно она лампады протирала, наливала свечное масло. Всегда принимала участие в субботниках Светлана Витальевна Смирнова, промывала цветочные гирлянды, мыла окна. Евфалия Вениаминовна Грязнова, можно сказать одна делала уборку в алтаре, я старалась помочь ей, но мне не хватало силы. Окон я вообще не касалась, прости меня, Господи, за мою минимальную работу, но я старалась, как могла. А Евфалии — благодарность за её повседневный нелёгкий труд, который они многие годы совершали с Надеждой Васильевной Варенцовой. Но… годы берут своё, здоровье уходит, хотя до сих пор они в храме первые помощницы. Евфалия маятникообразно носит в алтарь записки, сечи, Надежда готовит  и поит причастников теплотой, после чего моет, убирает посуду с запивочного столика. Вспоминается Яковлева Лида (Лидия Гавриловна) из Кокошкина (Царство ей Небесное!), которая также всегда была готова на любую работу в храме, а в Крестные Ходы она всегда впереди несла фонарь. Очень часто приводила в храм внука Сашу (живёт в Ярославле), которому так всё нравилось в храме, особенно следить за свечами на подсвечниках, очень любил быть всегда возле батюшки, скромный тихий мальчуган лет 8-9. Да и батюшка любил, когда Саша льнул к нему. Бабушка Лида ушла в вечность, Саши в храме нет, печально. В первые годы в субботниках всегда участвовал Вячеслав Дмитриевич Варенцов. Помню, как зимой году в 2003, везли мы в грузовике столы (жертвенник и престол). Дорога занесена снегом, я — справа от водителя. Я же знала, что по обочинам дороги вырыты канавы, но под снегом их не видно и, конечно, машина съехала в правую канаву всем правым боком. Что делать? Я разволновалась, но в голове мысль, что сначала надо обратиться к Вячеславу Дмитриевичу, он что-нибудь придумает. Открыла дверцу кабины, свалилась в сугроб, выбралась на дорогу, и — к Варенцовым. Слава Богу, Вячеслав был дома. Как могла от волнения объяснила ему ситуацию, он, быстро надев валенки, фуфайку, шапку, взял то ли вилы, то ли лопату, не помню, и пошёл к месту аварии. У меня в голове: «Ну как двое мужчин с одним примитивным инструментом смогут вытащить грузовую машину, завалившуюся на один бок?» Пока я всё это в голове крутила, да с крылечка Варенцовых выходила к храму, смотрю – машина уже возле храма. Вот что значит — мужчины!  Мы, женщины, возле застрявшей машины, кудахтали бы как курицы, а у них умение, сила в руках, и работа сделана. До сих пор удивляюсь, как им удалось это сделать, но спросить постеснялась. Спасибо, мужчины, что вы есть, что Господь так мудро разделил нас на мужчин и женщин. Слава Богу за всё!

   Своими воспоминаниями о чудесном случае, послужившем началу восстановления храма поделилась  жительница с. Незнаново Ратникова Лидия Никитична, участница этого события.

DSCN5806

В конце мая 2015 года исполняется 25 лет с начала новых богослужений в храме свт.Николая Чудотворца в с. Незнаново. А все началось с появления монаха. Кто он и откуда? На этот вопрос ответа нет. Я не помню точно число мая, но это было где-то перед праздником Никольским или вскоре после него. Вечерело, я заканчивала огородные дела. Сестра София, завершив свои работы, пригласила меня к вечернему чаю. Я собралась в дом, но тут увидела быстро движущуюся по заросшему полю в сторону оврага черную точку. И решила, что чья-то корова, отстав от стада, справляется домой. Наблюдала. Но, когда эта «точка» спустилась к колодцу, ясно стало видно, что это не животное, а человек, который быстро шёл, поднимался от колодца в гору и за храмом исчез.  Потом он появился, обойдя храм с северной стороны, шёл вдоль кладбища. Я стояла около дома. «Человек в чёрном», так, мысленно, я его определила. Он, не снижая  своей скорости и дойдя до тропы, идущей к нашему дому, свернул. Какие-то секунды — и он стоял около меня. Не задерживаясь, сразу начал разговор. В этот момент подошла сестра София Никитична. Он нам сказал: «Принято решение о восстановлении храма. Смотрел храм в Выголово, там сохранилась живопись, и храм менее разрушен, ваш храм сильно разрушен». Мы начали его убеждать в преимуществах восстановления нашего храма , что есть газ, вода, ходит автобус из города, несколько селений – т.е. приход храма сохранён. Во время разговора я внимательно рассматривала этого  «человека в чёрном». Перед нами стоял молодой человек, одетый в чёрную накидку, чёрную шапку с оборкой, в чёрных сапогах, в руках держал дипломат чёрного цвета. Он был строен, тонкие черты лица, карие глаза, умный добрый взгляд, лет 25-30, тонкие музыкальные пальцы рук. Приятный голос, умеет слушать других.

Закончив разговор, он спросил нас, как ему дойти до дороги, что его ждёт там машина. Вечерело. Мы объяснили. Он, развернувшись, ушёл к садику. Я тут же поспешила за ним, чтобы помочь ему выйти на дорогу. Но ни его, ни машины не было. Куда он пропал? вот вопрос.

7 июня, Троицкая суббота – сестра София только что отправила свою корову в стадо, и тут к ней подошёл этот же монах. Они разговаривали под окном. Я ещё спала, но от разговоров проснулась и увидела … Он сказал Софии, что принято решение восстанавливать Никольский храм. От радости сестра произнесла своё желание расцеловать его, на что услышала: «не подходи ко мне, не подходи», и быстро зашагал в дом. Я, вскочив, и накинув халат, встала перед ним. Он, обозрев наши стены, дал мне поручение – собрать подписи, чем больше, тем лучше. «Через две недели я зайду за ними».   И быстро вышел, и его нигде не было видно, хотя я следила за его следованием. Куда исчез? До сих пор не знаю.

София послала меня в Валентине Константиновне Глазуновой. Валентина Константиновна родом нерехтчанка,- жила какое-то время в Ленинграде, высокообразованная, занимала должность доцента в одном из учреждений, с сильным характером, умеющая руководить, направлять, требовать и добиваться результата, христианка. Тогда она была на службе во многих храмах, монастырях, знала внутреннее содержание  устройства  храма, знала каноны, Евангелия, многое из Священного Писания. Не навязывала своих знаний, но умело  выправляла, когда  поступали не по-христиански. Вот я утром и пошла к ней, и мы пришли к нам. Моя сестра София с раннего детства знакома с христианством и святыми молитвами, её учили бабушки, всегда брали с собой в храм. Она тоже много знающая. Вот они и решали. «Завтра 8 июня, Троица, праздник – люди дома, и мы идём собирать подписи желающих восстановления храма.» Решили. Я и Валентина Константиновна собирали в Незнанове. София Никитична – в Кокошкине, а Середнёва Катя помогала.

В Иголкине Валентина Константиновна дала поручение,  кому — мне не известно. Подписи собрали. О том,  как приходилось нам – это тема другая. Валентина Константиновна принесла к нам подписи из Иголкино, у нас были из Незнанова. Бумаги из Кокошкино. Скрепили, оформили. Прошло 2 недели, я ждала монаха. Он не пришёл, ждали ещё несколько дней. Его не было.

Я беспокоилась, узнавала в храмах. Нигде монах не служил. Тогда Валентина Константиновна Глазунова повезла их к Владыке Александру. На приёме он ей сказал, что никакого решения о восстановлении Никольского храма в селе Незнаново не было, и епархия сейчас не может помочь. Но молиться он будет, и Бог поможет. Вот таков был результат…

О процессе восстановления храма рассказывается в приходской газете: очень хорошо делает бывшая староста Галина Николаевна. Всегда способная, умеющая правильно принимать решения и добиваться исполнения, всегда внимательная к людям. Их нуждам и заботам. В своих статьях она не пишет о том, чего стоило ей восстановление, какой труд ума и сил был положен, чтоб из внутренне полуразрушенного, заваленного стеклом, кирпичом, камнями, досками, мусором, и превратить его в храм, доступный для христиан. Я много знаю о её трудах, работе, трудностях. Но она шла, делала и никогда не обижалась ни на что и ни на кого, всё старалась перенести сама. Столько сделать, как эта женщина – знает один Бог.  Он ей помогал, помогает и будет помощником дальше. Дай, Господи,  ей силы и здоровья на долгие её годы.. Были и есть многие замечательные прихожане, помогавшие и помогающие сейчас из Иголкино, Незнаново, Кокошкино, завода, но это другая, очень интересная тема.

  25 лет, 1/4 века прошло от этого события, положившего начало восстановлению храма Спасителя Николая  Чудотворца. И если бы монах не пришёл, чтобы было бы с храмом сейчас? И кто он монах?

17 мая  2015 года.

 

 

 


[1] Костромские Епархиальные Ведомости, №№ 12,20,23 1901г. и №3 за 1902г.

[2] Демидов С.В. Архитектор С.А.Воротилов. Костромская земля. Краеведческий альманах

Костромского фонда культуры.-1995.-вып.№.3- с.4-11.

 

 

 

(678)