Августовские конференции

Традиционные августовские конференции  работников образования в нынешнем году были посвящены обсуждению перспектив развития системы образования в условиях реализации Федерального Закона  «Об образовании в Российской Федерации».

Как отмечали в своих выступлениях докладчики областной, а затем и муниципальной конференции, новый Закон открывает новые возможности для педагогического корпуса, но  накладывает и большую ответственность за окончательные результаты обучения, за качество предоставленных образовательных услуг.

На пленарном заседании состоявшемся в зале Дворца культуры «Юбилейный» после основного доклада руководителя отдела образования Администрации  муниципального района Юрия Борисовича Забродина, который обозначил приоритетные направления деятельности профессионального педагогического сообщества на предстоящий учебный год, были представлены доклады представителей различных образовательных учреждений города и района.

Возможности взаимодействия системы образования и православных религиозных организаций прокомментировал благочинный Нерехтского округа протоиерей Сергий Фатхутдинов. 

Он в своем выступлении о «Правовых формах образования» обратил внимание педагогов на документы и статьи нового Закона:

  • Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,

 статья 12 «Образовательные программы»:

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

  • Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,  

статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования»

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы,  дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной  культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет

соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской

Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

 

Докладчик так прокомментировал эти статьи Закона: «Таким образом, муниципальное образовательное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы, авторские курсы и модули с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и возможных локальных актов регионального и муниципального значения типа Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

  • Отец Сергий подчеркнул, что реализация в  муниципальных и государственных  школах программ православного компонента не противоречит закону, и привел в связи с этим выдержки из Конституции Российской Федерации, из международных договоров к которым Россия в свое время присоединилась:

– п.4. ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы». Стало быть, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

– п. 3 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» предусматривает, что «участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих условиях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствие со своими собственными убеждениями».

– п.4 ст.18 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих условиях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствие со своими собственными убеждениями».

– статья 2 Протокола №1 к «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Париж, 20 марта 1952 года) (с изменениями от 11 мая 1994 года) ЕТS № 009 гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение, которое соответствует их религиозным и философским   убеждениям».

            – статья 5 Международной конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» (Париж, 14 декабря 1960 года )гласит, что государства, являющиеся сторонами настоящей конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствие с их собственными религиозными и моральными убеждениями.

  • О правовых основаниях реализации программ православного компонента общего образования.

– ст.3 Общих положений Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, (принят  в июле 2011 года Священным Синодом Русской Православной Церкви) указывает на то, что данный Стандарт «предназначен для общеобразовательных организаций, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви, а также для других, учрежденных иными юридическими и физическими лицами общеобразовательных организаций, выбирающих его как основу духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания».

(36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *